Home / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / Судебная практика по ст. 20.18 КоАП РФ

Судебная практика по ст. 20.18 КоАП РФ

Судебная практика по ст. 20.18 КоАП РФ обжалование штрафов за блокирование транспортных коммуникаций

 

СЕРПУХОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Дело N 5-920/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
25 декабря 2017 года Московская область, г. Серпухов,
ул. Ворошилова, д. 186
Судья Серпуховского городского суда Московской области Тюкина Е.В.,
при секретаре К.,
с участием:
защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ш., — адвокатов П Л.П. и Б П.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Главы Серпуховского муниципального района Московской области Ш., родившегося <дата> рождения, в <адрес>, женатого, имеющего на иждивении 5-х детей, проживающего по <адрес>,

установил:

В соответствии с протоколом об административном правонарушении АВ N 0099101 от 14.12.2017 г., Главе Серпуховского муниципального района Московской области Ш. вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно то, что он, 30.11.2017 г. с 16 час. 00 мин. до 18 час. 20 мин. принял активное участие в намеренном блокировании транспортных коммуникаций — участка автомобильной дороги по адресу: Московская область, Серпуховский район, пос. Большевик, около д. 1 по направлению от ул. Межевая г. Серпухов Московской области в сторону мусорного полигона «», и обратно, выраженное в личном участии по блокированию проезда автотранспорта, в том, числе, и с перекрытием дорожного полотна поперек дороги транспортным средством марки «Хэндай Экус» государственный регистрационный <номер>, собственником которого является Администрация Серпуховского муниципального района Московской области.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Глава Серпуховского муниципального района Московской области Ш., будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, путем направления телеграммы по месту жительства, а также, уведомления по месту осуществления должностных полномочий, в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств суду не предоставил, в связи с чем, судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, учитывая, что рассмотрение данного административного дела не требует обязательного участия указанного лица, которое самостоятельно осуществляет свое право на участие в рассмотрении административного дела.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ш. — адвокат П Л.П. в судебном заседании просил прекратить производство по делу, в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку материалами дела не доказано активное участие Ш. в блокировании транспортных коммуникаций, а из исследованных видеозаписей усматривается только присутствие Ш. на участке местности, где граждане выражают свое несогласие по доставке мусора на полигон ТБО «», а сам Ш. спокойно беседует с сотрудниками полиции, не предпринимая никаких активных действий по блокированию движения транспортных средств.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ш. — адвокат Б П.А. в судебном заседании просил прекратить производство по делу, в связи с недоказанностью вины Ш. в совершении административного правонарушения, учитывая, что на 30.11.2017 г. действовало постановление Администрации Серпуховского муниципального района от 28.11.2017 N 2843 «О временном ограничении движения транспортных средств, в связи с проведением дорожных работ на автомобильной дороге «ул. Межевая до полигона», согласно которому, было запрещено движение грузового транспорта на ремонтируемом участке дороги, о чем был выставлен дорожный знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» и начаты дорожные работы, однако, грузовой транспорт, в нарушение указанного дорожного знака, следовал по ремонтируемой дороги. Ш. прибыл на место въезда на полигон ТБО «», как Глава Серпуховского муниципального района, узнав о конфликтной ситуации, сложившейся между водителями грузовиков с мусором, сотрудниками полиции МУ МВД России «Серпуховское» с одной стороны и активными гражданами, выступающими за закрытие свалки, с другой стороны, чтобы предотвратить возможные беспорядки. В соответствии с п. 9 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборное должностное лицо местного самоуправления не может быть привлечено к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу выборного должностного лица местного самоуправления. Ш. не организовывал блокирование дороги и не принимал активного участия в ее блокировании, что следует из видеоматериалов, имеющихся в деле, согласно которым, по указанной дороге неоднократно беспрепятственно проезжали легковые автомобили, а также грузовики с грунтом и щебнем. В протоколе по делу об административном правонарушении, в графе свидетели, указаны сотрудники полиции, которые не могут являться свидетелями, в виду своей заинтересованности в исходе дела. Сам протокол об административном правонарушении не был составлен в день выявления события административного правонарушения, когда Ш. непосредственно общался с сотрудниками полиции. Кроме того, под транспортными коммуникациями понимаются обустроенные пути сообщения, то есть, железнодорожные, водные пути, автомагистрали, и указанный участок местности таковым не является, поскольку, не асфальтирован, не имеет дорожной разметки, бордюров, тротуара и обочины. Также, Ш. действовал в состоянии крайней необходимости, предотвращая тяжкие последствия от возможного нападения водителей грузовиков на граждан, возражавших против доставки мусора на полигон.
Выслушав защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив представленные письменные доказательства, исследовав имеющиеся в деле видеозаписи событий 30.11.2017 г., судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 20.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях, организация блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 20.2 и статьей 20.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, бремя доказывания по делу об административном правонарушении лежит на должностном лице (органе), составившем протокол об административном правонарушении, и направившем дело на рассмотрение в суд.
В соответствии с действующим законодательством, суд не является органом преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
На суд, являющийся органом государственной власти, осуществляющим правосудие в Российской Федерации, бремя доказывания, в том числе, предоставления доказательств по рассматриваемому административному делу, не возложено.
В обоснование вины Ш., как Главы Серпуховского муниципального района Московской области, должностным лицом, возбудившим дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суду предоставлены доказательства в виде: протокола об административном правонарушении АВ N 0099101 от 14.12.2017 г., в котором указано, что Глава Серпуховского муниципального района Московской области Ш. принял активное участие в намеренном блокировании транспортных коммуникаций — участка автомобильной дороги, поскольку лично блокировал проезд автотранспорта, в том числе, и с перекрытием дорожного полотна поперек дороги транспортным средством, собственником которого является Администрация Серпуховского муниципального района Московской области; объяснений свидетелей, являющихся водителями грузовиков Б., П., В., А., согласно которым, они не могли въехать на полигон ТБО «» для выгрузки мусора, поскольку неизвестные им люди перекрыли въезд на полигон; объяснений свидетелей, являющихся сотрудниками полиции С., Г., Д. и Л., полученных с соблюдением требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, из которых следует, что 30.11.2017 г. в 16 часов на участок местности в Серпуховском районе Московской области, где группа граждан перекрыла дорожное полотно от ул. Межевая г. Серпухова в сторону мусорного полигона «» около д. 1 п. Большевик, прибыл Глава Серпуховского муниципального района Московской области Ш., который, управляя автомашиной марки «Хэндай» государственный номер А 398 ММ 90, подъехал к участникам мероприятия, после чего, поставил свое транспортное средство на проезжую часть дороги поперек дорожного полотна, тем самым, заблокировав проезд для автомашин в обоих направлениях. На неоднократные требования убрать машину, он не реагировал, периодически выходил из нее, вступая в разговоры с активными участниками мероприятия и сотрудниками полиции; убрал машину, освободив дорожное полотно, только после неоднократных требований со стороны сотрудников полиции и разъяснении положений ст. 20.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях; рапорта сотрудника полиции от 30.11.2017 г. о том, что при активном участии Главы Серпуховского муниципального района Ш. группой граждан в количестве 20-30 человек, выставлен пикет на участке дороги, ведущей к полигону ТБО «», при этом, Ш., управляя транспортным средством, перекрыл проезжую часть, прекратив движение автотранспорта, в нарушение решения и.о. руководителя Администрации Серпуховского муниципального района Ш. об ограничении движения транспорта на участке дороги на подъезде к полигону; фототаблиц участка дороги на подъезде к полигону и самой дороги; видеозаписи событий, имевших место 30.11.2017 г. с участием Ш.; копии свидетельства о государственной регистрации права собственности Муниципального образования — Серпуховский муниципальный район на дорогу от ул. Межевой до полигона, расположенной в Серпуховском районе Московской области.
Изучив имеющиеся в деле доказательства, судья приходит к выводу о том, что должностным лицом, направившим административное дело в суд, не доказан факт активного участия Ш., как Главы Серпуховского муниципального района Московской области, в намеренном блокировании транспортных коммуникаций, а именно, участка автомобильной дороги от ул. Межевая г. Серпухова в сторону полигона ТБО «».
Видеозаписями, исследованными судом в ходе рассмотрения дела, подтверждено присутствие Ш. на участке местности в Серпуховском районе Московской области, на котором группа граждан выражает свое несогласие с движением грузовиков в сторону мусорного полигона «» для выгрузки мусора, однако, ими не подтверждено, что Ш. сам принял активное участие в блокировании транспортной коммуникации, поскольку, на указанных видеозаписях зафиксировано общение Ш. с сотрудниками полиции, в ходе которого, обсуждались вопросы, связанные с организацией утилизации мусора, организацией движения на данном участке дороги при проведении дорожных работ в соответствии с постановлением и.о. руководителя Администрации Серпуховского муниципального района Ш. об ограничении движения транспорта на участке дороги на подъезде к полигону, и сведений о том, что Ш., как Глава Серпуховского муниципального района, лично принял активное участие в блокировании участка дороги, данные видеозаписи не содержат. Зафиксированный видеокамерой факт остановки машины «Хэндай» под управлением Ш. на участке дороги, не свидетельствует о том, что, подобным образом, Ш. намеренно блокировал участок дороги, и являлся активным участником указанного выше мероприятия. Сведения, имеющиеся на видеозаписях, противоречат объяснениям свидетелей С., Г., Д. и Л. о том, что Ш. неоднократно выдвигались требования убрать машину с проезжей части, на которые он не реагировал, поскольку, данные обстоятельства не зафиксированы в видеоматериалах. Также, отсутствуют сведения о том, что сотрудники полиции, присутствовавшие 30.11.2017 г. на въезде на полигон ТБО, вступавшие в разговор с гражданами, выступающими за закрытие ТБО «», выясняли у Ш. цель его визита, причины остановки его транспортного средства, с учетом, позиции, занимаемой стороной защиты о том, что Ш. прибыл на место въезда на полигон ТБО «», как Глава Серпуховского муниципального района, в связи с наличием конфликтной ситуации, с целью предотвращения возможных беспорядков.
В соответствии с п. 9 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выборное должностное лицо местного самоуправления не может быть привлечено к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу выборного должностного лица местного самоуправления.
Согласно видеозаписям, Ш. выражал свою позицию, являясь выборным должностным лицом местного самоуправления относительно проблемы, связанной с утилизацией мусора на полигонах Серпуховского муниципального района Московской области, и не являлся активным участником в намеренном блокировании транспортных коммуникаций.
При этом, суд также учитывает, что согласно данным видеозаписям, на момент прибытия Ш. к месту собрания граждан, призывающих к закрытию полигона, движение транспортных средств по автомобильной дороги, ведущей на полигон, уже было заблокировано активно участвующими в акции гражданами, которых сотрудники полиции просили освободить проезжую часть для возобновления движения грузовых автомобилей.
Иных доказательств, подтверждающих совершение Ш., как должностным лицом, административного правонарушения, вмененного ему в вину, материалы административного дела не содержат.
В силу ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и оно не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку, выявленные при рассмотрении настоящего административного дела сомнения в виновности Ш., указанные выше, не могут быть устранены при рассмотрении дела по первой инстанции, суд приходит к выводу о недоказанности вины Ш. в совершении вмененного ему административного правонарушения, и необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9 — 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Главы Серпуховского муниципального района Московской области Ш., прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судебная практика по ст. 20.18 КоАП РФ

Все о земельных спорах