Судебная практика по ст. 18.8 КоАП РФ

Судебная практика по ст. 18.8 КоАП РФ обжалование штрафов за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Абрамочкина Г.В.
Дело N 12-131/2017

РЕШЕНИЕ
1 декабря 2017 года г. Орел
Судья Орловского областного суда Сорокин С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда жалобу Д. на постановление судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 19 ноября 2017 года в отношении гражданина Республики <…> Д.
Изучив доводы жалобы, заслушав лицо, привлеченное к административной ответственности — Д., поддержавшего доводы жалобы, судья

установил:

постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 19 ноября 2017 года гражданин Республики <…> Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 300 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
До административного выдворения за пределы Российской Федерации Д. помещен в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области.
Вмененное Д. административное правонарушение заключается в том, что 19 февраля 2016 года он въехал на территорию Российской Федерации, 17 ноября 2017 года в 18 часов 10 минут находился на платформе N 1 железнодорожного вокзала станции Орел, расположенной по адресу: город Орел, Привокзальная площадь, д. 1, то есть установлен факт нарушения гражданином Республики <…> режима пребывания на территории Российской Федерации, выразившимся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении установленного законом срока пребывания — до 20 мая 2016 года.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд Д. просит отменить данное постановление как незаконное и необоснованное.
Изучив материалы дела полагаю, что имеются основания для его отмены.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 5 приведенного Федерального закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно частям 1 и 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении Д. не содержит подписи должностного лица, его составившего.
Указанному нарушению судьей районного суда должной оценки не дано.
Между тем, в силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При изложенных обстоятельствах нахожу, что постановление судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 19 ноября 2017 года, вынесенное в отношении Д., подлежат отмене, а производство по делу прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, поскольку в основу обжалуемого постановления судьи районного суда положено недопустимое доказательство, а именно протокол об административном правонарушении не подписанный должностным лицом его составившим.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.2 — 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 19 ноября 2017 года в отношении Д. по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Д. освободить из Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области

Судебная практика по ст. 18.8 КоАП РФ