Home / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / Судебная практика по ст. 15.9 КоАП РФ

Судебная практика по ст. 15.9 КоАП РФ

Судебная практика по ст. 15.9 КоАП РФ обжалование штрафов за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страхового взноса или налогового агента

 

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Срок предъявления к исполнению 2 года
Дело N 5-2148/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Батова Л.А.,
рассмотрев в г. Сыктывкаре 30 июня 2017 года дело об административном правонарушении в отношении председателя правления АО «» Д., …, привлекаемый к административной ответственности предусмотренной ст. 15.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в РК в суд предоставлен материал о привлечении Д. к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту неисполнения решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Д. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в предоставленном отзыве просил производство по делу прекратить ввиду того, что он является ненадлежащим субъектом административного правонарушения.
Представитель Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в РК в судебном заседании просил привлечь Д. к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав представителя Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в РК, исследовав административный материал, судья приходит к следующему.
Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в РК установлено неисполнение АО «» решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
В связи с неисполнением ОАО Северное геофизическое предприятие...» требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, руководствуясь статьями 31, 76 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекцией в адрес АО «» направлены решения от ** ** ** N… и N… о приостановлении всех расходных операций по расчетному счету N… налогоплательщика (плательщика сборов) ОАО «…» за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации. Сумма, подлежащая взысканию (обеспечению) в целях исполнения решений о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках, а также электронных денежных средств, от ** ** **… составляет…, N… -…
Согласно пункту 4 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме.
Порядок направления в банк в электронной форме решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Положение о порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах утверждено Банком России 06.11.2014 N 440-П (далее — Положение N 440-П).
В соответствие с положениями главы 3 Положения N 440-П уполномоченная организация ФНС России направляет сообщение, содержащее документ налогового органа, включающее БИК банка (филиала банка) или БИК подразделения Банка России, в ЦИТ Банка России для дальнейшей передачи подразделению информатизации ТУ Банка России, через которое документы налоговых органов направляются в банк (филиал банка), подразделение Банка России.
ЦИТ Банка России осуществляет проверку возможности направления сообщения, содержащего документ налогового органа, в подразделение информатизации ТУ Банка России, через которое документы налогового органа направляются в банк (филиал банка), подразделение Банка России.
ЦИТ Банка России после завершения проверки, предусмотренной настоящим пунктом, направляет:
в уполномоченную организацию ФНС России сообщение, содержащее извещение о результатах проверки сообщения, содержащего документ налогового органа (в том числе с указанием причины отрицательного результата проверки);
в подразделение информатизации ТУ Банка России, к которому относится банк (филиал банка), подразделение Банка России, сообщение, содержащее документ налогового органа, при положительном результате проверки.
При положительном результате проверки, проведенной в соответствии с пунктом 3.3 Положения, подразделение информатизации ТУ Банка России направляет:
сообщение, содержащее документ налогового органа, в котором указан БИК банка (филиала банка), банку (филиалу банка), либо сообщение, содержащее документ налогового органа, в котором указан БИК подразделения Банка России, подразделению Банка России, путем предоставления банку (филиалу банка), подразделению Банка России возможности получить данное сообщение;
сообщение в ЦИТ Банка России для последующей передачи уполномоченной организации ФНС России, содержащее извещение об отсутствии в подразделении информатизации ТУ Банка России препятствий для обмена сообщениями с банком (филиалом банка), подразделением Банка России, с указанием даты и периода времени согласно графику обмена сообщениями, установленному в приложении к Положению N 440-П (с учетом местного времени), в течение и по завершении которого банку (филиалу банка), подразделению Банка России предоставлена возможность получить сообщение.
Датой и временем получения банком (филиалом банка), подразделением Банка России решения налогового органа об операциях и переводах в электронной форме, начиная с которых выполняются последующие действия по его исполнению, считаются дата и время завершения проверки банком (филиалом банка), подразделением Банка России формата сообщения, содержащего решение налогового органа об операциях и переводах, при положительных ее результатах, если данное сообщение было получено банком (филиалом банка), подразделением Банка России согласно графику обмена сообщениями, установленному в приложении к Положению N 440-П.
Если банком (филиалом банка), подразделением Банка России не была использована предоставленная подразделением информатизации ТУ Банка России возможность получить сообщение, содержащее решение налогового органа об операциях и переводах, в один из периодов времени, установленный приложением к Положению N 440-П, то датой и временем получения банком (филиалом банка), подразделением Банка России решения налогового органа об операциях и переводах в электронной форме считаются дата и время окончания периода времени, следующего за периодом времени, в течение которого не была использована возможность получить сообщение, содержащее решение налогового органа об операциях и переводах, за исключением случаев, при которых указанная возможность не была использована банком (филиалом банка), подразделением Банка России вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях), в том числе по причине возникновения технических неисправностей или других обстоятельств, препятствующих приему решений налоговых органов об операциях и переводах.
Решение о приостановлении операций по счетам в электронном виде N… от ** ** ** направлено ** ** **. в виде файла…
Решение о приостановлении операций по счетам в электронном виде N… от ** ** ** направлено ** ** **. в виде файла…
Имя архивного файла…
По данным системы «…» сводный архивный файл… содержащий выгруженные инспекцией файлы… и… в составе архивного файла…, проверен ** ** **. Извещение ЦИТ сформировано ** ** ** с положительным результатом проверки. Извещение ТУ сформировано ** ** ** с положительным результатом проверки.
Согласно письму Северо-Западного главного управления Банка России от ** ** **… в день направления в адрес АО «» архивного файла… содержащего документы налогового органа… и…, в Северо- Западном ГУ Банка России отсутствовали препятствия для обмена сообщениями с кредитными организациями.
Информация о принятии АО «» решений о приостановлении операций по счетам в банке от ** ** ** N… и N… поступила в инспекцию в электронном виде ** ** ** года без дополнительного направления каких-либо электронных документов со стороны Инспекции.
Между тем, согласно выписке по счету N… в АО «» за период с ** ** ** (исх…. от ** ** **, получена ** ** **) начиная с ** ** ** по дебету счета (списание) проведено операций на общую сумму…, из них операции пятой очереди (статья 855 Гражданского кодекса Российской Федерации) на сумму…. Так, ** ** ** ОАО «…» произведена оплата ИП А.В. в сумме…, ** ** ** произведена оплата ООО «…» в сумме… и прочее.
Таким образом, в результате несвоевременного принятия АО «» электронных документов Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, содержащих решения о приостановлении операций по счетам в банке от ** ** ** N… и N…, банком осуществлялись расходные операции, не связанные с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, по счетам налогоплательщика ОАО «…».
В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Приостановление переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы, указанной в решении налогового органа.
В соответствии с п. 4 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме.
Банк обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке и об остатках электронных денежных средств и порядок направления банком указанного сообщения в электронной форме утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 5 ст. 76 НК РФ).
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ).
Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств (п. 7 ст. 76 НК РФ).
Таким образом, Банком в нарушение ст. 76 НК РФ проводились расходные операции по расчетному счету налогоплательщика-организации при наличии решения о приостановлении операций по счетам.
Статьей 15.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога (сбора), страхового взноса либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страхового взноса, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа о приостановлении операций по таким счетам.
Санкция статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
При этом в соответствии с примечанием к вышеуказанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Следовательно, должностное лицо предприятия, допустившее нарушение законодательства о налогах и сборах, является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно выписке из протокола N… заседания Совета директоров ЗАО «» полномочия председателя Правления Банка Д. продлены на неопределенный срок.
Исходя из данных Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) исполнительным органом АО «» является председатель правления Д. Согласно данным информационных ресурсов МРИ ФНС России по ЦОД Д. является Председателем правления АО «» ** ** ** по настоящее время.
Согласно статье 53 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо осуществляет свои права и исполняет свои обязанности через свои органы, которые ответственны за организацию деятельности юридического лица, основанной на законе.
Порядок назначения и избрания органов юридического лица определяются законом и учредительными документами.
В соответствии статей 69 Федерального закона от 26.12.1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.
Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции).
Коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция) действует на основании устава общества, а также утверждаемого общим собранием акционеров внутреннего документа общества (положения, регламента или иного документа), в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений.
Проведение заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) организует лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директор, генеральный директор), которое подписывает все документы от имени общества и протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), действует без доверенности от имени общества в соответствии с решениями коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), принятыми в пределах его компетенции.
К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Исходя из вышеизложенного, именно лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа АО «» — председатель правления, является лицом, в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ обладающим распорядительными полномочиями по факту осуществления расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, по счетам налогоплательщика ОАО…» при наличии решений о приостановлении операций по счетам в банке от ** ** ** N… и N….
Таким образом, Д. не осуществил как должностное лицо надлежащую организацию работы и контроль за деятельностью работников Банка.
Суд не может принять во внимание доводы Д. о том, что не произведено приостановление операций по счетам в банке от ** ** ** N… и N… по технической причине, так как по данным системы «…» сводный архивный файл…, содержащий выгруженные инспекцией файлы… и… в составе архивного файла…, проверен ** ** **. Извещение ЦИТ сформировано ** ** ** с положительным результатом проверки. Извещение ТУ сформировано ** ** ** с положительным результатом проверки. Согласно письму Северо-Западного главного управления Банка России от ** ** **… в день направления в адрес АО «» архивного файла…, содержащего документы налогового органа… и…, в Северо-Западном ГУ Банка России отсутствовали препятствия для обмена сообщениями с кредитными организациями.
Оценивая доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях Д. события и состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 29.9 и ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влекущих прекращение производства по делу судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья



постановил:

Признать председателя правления АО «» Д. виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 15.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному взысканию в виде штрафа в размере…
Реквизиты перечисления суммы административного штрафа:…
Разъяснить, что согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судебная практика по ст. 15.9 КоАП РФ