Home / СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ / Решение Ярославского областного суда от 27.12.2017

Решение Ярославского областного суда от 27.12.2017

ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 3а-175/17 Принято в окончательной форме 29.12.17 г.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Ярославль 27 декабря 2017 г.
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гаражно-строительного кооператива «» к Правительству Ярославской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Федеральному государственному бюджетному учреждении. «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

В административном исковом заявлении Гаражно-строительный кооператив просит установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости в отношении земельных участков:
площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — для гаражного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 761 000 руб. по состоянию на 01 января 2010 г.,
площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — для гаражного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 3 067 000 руб. по состоянию на 01 января 2010 г.,
площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — для гаражного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 2 662 000 руб. по состоянию на 01 января 2010 г.,
внести изменения в единый реестр недвижимости в части размера кадастровой стоимости.
Также ГСК «» подано заявление о восстановлении срока подачи административного искового заявления.
Административные исковые требования мотивированы тем, что земельные участки принадлежат кооперативу на праве аренды. Арендная плата исчисляется с учетом кадастровой стоимости, которая значительно выше рыночной стоимости земельных участков, чем затрагиваются права кооператива при исчислении и уплате арендной платы. Заявление о восстановлении срока мотивировано сменой руководства, что не позволило до окончания пятилетнего срока провести оценку рыночной стоимости земельных участков и подать заявление в суд.
В судебном заседании представитель ГСК «» по доверенности Б. административные исковые требования поддержал.
Административные ответчики Правительство Ярославской области, Управление Федеральной государственной службы регистрации, картографии и кадастра в Ярославской области, ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной государственной службы регистрации, картографии и кадастра», заинтересованные лица департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, администрации городского поселения Ростов, отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации городского поселения Ростов, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
От ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной государственной службы регистрации, картографии и кадастра», Управления Росреестра по Ярославской области поступили письменные объяснения по иску, в которых возражений относительно заявленных требований ин относительно отчета оценки рыночной стоимости земельного участка не указывается.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
ГСК «» является арендатором вышеуказанных земельных участков, что подтверждается договорами аренды от 24.02.2010 г.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.Таким образом, правоотношения заявителя по аренде земельного участка являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изменение размера арендной платы за земельный участок, в том числе ее уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.
Поэтому суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого она является.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков определена на 01.01.2010 г.
Административным истцом представлен отчет ООО «» N 11035/17 от 10.10.2017 г. оценки рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010 г. В отчете рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 761 100 руб., земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 067 000 руб., с кадастровым номером N в размере 2 662 000 руб.
Согласно ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств являются отчет независимого оценщика, положительное экспертное заключение, которые подлежат оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Представленный отчет об определении рыночной стоимости объектов недвижимости выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, специалистом, имеющим права на проведение подобного рода оценки.
Из данного отчета следует, что оценщик проанализировал рынок объекта оценки, в том числе представил обзор коммерческой недвижимости (земельных участков). Для определения рыночной стоимости объектов оценки использован сравнительный подход. В отчете также изложено обоснование отказа от использования затратного и доходного подходов, приведен анализ рынка, описание процесса оценки. В отчете приведен расчет рыночной стоимости объекта, в котором подробно изложены последовательность оценки объектов сравнительным подходом, данные для сравнения аналогов с объектами оценок. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения. Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Тем самым, представленный административным истцом отчет соответствует закону.
Доказательства, которые могли бы поставить под сомнения выводы оценщика лицами, участвующими в деле, не представлены. Поэтому оснований не доверять этим выводам не имеется.
Заявление о восстановлении срока обращения с административным иском в суд подлежит удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащими в п. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.05.2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
В отношении вышеуказанных земельных участков в единый реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости.
При этом расцениваются как уважительные причины пропуска срока, указанные в заявлении.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в связи с установлением в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельных участков подтвержден заявителем достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в данном деле является дата обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением — 30.10.2017 г.
Руководствуясь ст. ст. 175 — 180, 247 — 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Гаражно-строительному кооперативу «» восстановить срок подачи административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — для гаражного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 761 000 руб. по состоянию на 01 января 2010 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — для гаражного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 3 067 000 руб. по состоянию на 01 января 2010 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — для гаражного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 2 662 000 руб. по состоянию на 01 января 2010 г.
Внести изменения в единый государственный реестр недвижимости, установив кадастровую стоимость земельных участков:
с кадастровым номером N в размере 761 000 руб.,
с кадастровым номером N в размере 3 067 000 руб.,
с кадастровым номером N в размере 2 662 000 руб.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N — 30 октября 2017 г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление, в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Все о земельных спорах