Home / СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ / Решение Свердловского областного суда от 25.10.2017 № 72-1338/2017

Решение Свердловского областного суда от 25.10.2017 № 72-1338/2017

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Суетина О.В. дело N 72-1338/2017

РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 25 октября 2017 года жалобу В. на решение судьи Полевского городского суда Свердловской области от 30 августа 2017 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением начальника межрайонной инспекции ФНС России N 25 по Свердловской области от 20 июня 2017 года начальнику финансово-экономического управления акционерного общества «» В. по ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Должностным лицом налоговой инспекции при проведении проверки с 01 марта по 12 апреля 2017 года установлено, что В. в нарушение п. 15 ст. 4 Федерального закона от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее по тексту Закон N 103-ФЗ), п. 3 ч. 3, п. 4 ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее по тексту Закон N 161-ФЗ) не были приняты меры по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков — физических лиц при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на специальный расчетный счет платежного агента АО «».
По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи оставлено без изменений.
В жалобе В. просит состоявшиеся по делу решения отменить. В обоснование доводов указывает, что сроки сдачи наличных денежных средств на специальный банковский счет законами не установлено. Денежные средства, которые не были сданы при инкассации в банк в конце рабочего дня, сдавались при инкассации в банк на следующий рабочий день, что обусловлено графиком инкассации по договору на инкассацию денежной наличности.
Проверив материалы дела, заслушав выступление В., ее защитников А.В., А.Н., поддержавших доводы жалобы, нахожу постановление должностного лица и решение судьи подлежащими отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В порядке статьи 26.1 названного кодекса, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Признавая постановление должностного лица Межрайонной инспекции ФНС России N 25 по Свердловской области законным и обоснованным, судья районного суда пришел к выводу о том, что В. ненадлежащим образом исполнила свои должностные обязанности и допустила несвоевременную сдачу денежных средств, полученных от физических лиц, в банк для зачисления на специальный счет.
Однако с таким выводом судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что АО «» является платежным агентом, осуществляющим деятельность по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги на территории Свердловской области на основании заключенных агентских договоров с ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями, товариществами собственников жилья и другими организациями сферы жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем им открыт специальный банковский счет.
При проведении проверки должностными лицами налоговой инспекции установлено, что АО «», имея на начало дня, остаток денежных средств, полученных в качестве платежного агента в предыдущий день не приняло мер для сдачи этих наличных денежных средств, полученных от физических лиц, в кредитную организацию для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.
Однако, в качестве обязательного признака состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является наличие нарушения обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств в полном объеме, которые фактически поступили в банк и зачислены на специальный банковский счет.
В соответствии с пунктом 15 части 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
В ходе проведения проверки должностными лица налоговой инспекции установлено, что денежные средства, которые не сданы при инкассации в банк в конце рабочего дня, сдавались при инкассации в банк в следующий рабочий день. То есть обязанности по сдаче денежных средств, полученных от плательщиков в банк для зачисления на специальный счет, АО «» выполняло. Нарушение обязанности по сдаче денежных средств, подразумевает несоответствие действий АО «» требованиям нормативно-правовых актов.
Между тем, сроки сдачи указанных наличных денег на специальный банковский счет (счета) вышеназванными законами не установлены и могут определяться условиями договоров, заключаемых платежными агентами с поставщиками (часть 1 статьи 4 Закона N 103-ФЗ) или договоров, заключаемых банковскими платежными агентами с операторами по переводу денежных средств.
Кроме того, положениями Закона N 103-ФЗ, Указанием Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» не установлены сроки сдачи в банк наличной денежной выручки организациями — платежными агентами.
Обязательным условием для выполнения вышеназванных требований закона — зачисление в полном объеме полученной в рамках осуществления деятельности платежного агента наличной денежной выручки на специальный банковский счет.
Эти требование АО «» исполнялись в полном объеме, поскольку все принятые денежные средства зачислялись на специальный банковский счет.
Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом и судьей должной оценки, приведенным обстоятельствам, дано не было.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи городского суда, вынесенные в отношении В., подлежат отмене, а производство по делу — прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника межрайонной инспекции ФНС России N 25 по Свердловской области от 20 июня 2017 и решение судьи Полевского городского суда Свердловской области от 30 августа 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении В. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обратиться к юристу