Home / СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ / Решение Брянского областного суда от 7.12.2017

Решение Брянского областного суда от 7.12.2017

БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

судья Морозова Е.В. дело N 12-322/17

РЕШЕНИЕ
<…> 07 декабря 2017 года
Судья Брянского областного суда Богородская Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГАУЗ «» П. на постановление судьи Бежицкого районного суда гор.Брянска от 28 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного автономного учреждения здравоохранения «» (далее-ГАУЗ «»),

установил:

постановлением судьи Бежицкого районного суда гор.Брянска от 28 сентября 2017 года ГАУЗ «» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 руб.
В жалобе, поданной в Брянский областной суд, защитник ГАУЗ «1» П. просит отменить постановление судьи районного суда и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях ГАУЗ «» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование доводов жалобы указано, что выявленные территориальным органом Росздравнадзора по Брянской области по настоящему делу формальные недостатки оформления отдельных протоколов заседания врачебной комиссии были незначительными, устранены в ходе проводимой проверки, и сами по себе не создавали и не могли создать опасности для жизни и здоровья пациентов, а также не представляли угрозы для граждан, общества и государства.
В судебном заседании защитник ГАУЗ «» П. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения территориального органа Росздравнадзора по Брянской области Б. против удовлетворения жалобы возражал, полагает, что оснований для отмены постановления судьи районного суда не имеется, считает его законным и обоснованным. Представил письменные возражения на жалобу.
Выслушав объяснения защитника ГАУЗ «» П., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения территориального органа Росздравнадзора по Брянской области Б., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на жалобу, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, 14 июля 2017 года начальником отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения территориального органа Росздравнадзора по Брянской области ФИО1 составлен протокол по делу об административном правонарушении N 54/17, согласно которому в ходе проведения внеплановой выездной проверки в период с 19 июня 2017 года по 14 июля 2017 года в отношении перинатального центра ГАУЗ «» комиссией территориального органа Росздравнадзора по Брянской области установлено, что медицинской организацией не соблюдаются лицензионные требования.
В нарушение подп. «ж» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), на предусмотренных штатным расписанием перинатального центра врачебных ставках 146,5 работают 112 физических лиц, что составляет 76,5% от общего количества врачебных ставок; на предусмотренных штатным расписанием перинатального центра ставках средних медицинских работников 298,5 работают 248 акушерок, медицинских сестер и лаборанток, что составляет 83,1% от общего количества ставок среднего медицинского персонала.
В нарушение подп. «б» пункта 5 указанного постановления Правительства Российской Федерации копии протоколов врачебной комиссии по случаю смерти ребенка в возрасте от 0 до 17 лет были представлены на 12 день после начала проверки.
В нарушение подп. «а» пункта 5 названного постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 нарушен порядок, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 ноября 2012 года N 572н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», в структуре перинатального центра отсутствуют пищеблок, бактериологическая лаборатория, прачечная, отделение магнитно-резонансной диагностики.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 14 июля 2017 года N 89.
Таким образом, должностным лицом административного органа сделан вывод о том, что в действиях ГАУЗ «» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи районного суда от 28 сентября 2017 года ГАУЗ «» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 руб.
В ходе рассмотрения дела судей районного суда установлено, что перинатальный центр был построен в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу в установленном порядке. Исходя из проектной документации предусмотрены доставка пищи из пищеблока в закрытых контейнерах в буфет, доставка грязного белья в кладовые временного хранения с последующим вывозом из здания в прачечную, в составе центра не предусмотрено пищеблока, прачечной, бактериологической лаборатории, отделения магнитно-резонансной диагностики. На основании распоряжения Правительства Брянской области от 02 марта 2017 года перинатальный центр передан в оперативное управление ГАУЗ «», которое имеет пищеблок, и которым заключен договор со сторонней организацией на оказание услуг по стирке и глажке белья, а также заключен договор с ФБУЗ «» на проведение диагностических бактериологических и других услуг, для проведения исследований пациентов перинатального центра больницей арендован магнитно-резонансный томограф.
С учетом изложенного и положений приказа Минздрава России от 01 ноября 2012 года N 572н судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ГАУЗ «» нарушений подп. «а» пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), указанных в протоколе об административном правонарушении.
Кроме того, учитывая, что постановлением Минтруда Российской Федерации от 30 июня 2003 года N 41 предусмотрена возможность работы по совместительству медицинских работников без превышения определенных указанным нормативным актом значений, исходя из того, что по состоянию на 01 марта 2017 года утверждено штатное расписание перинатального центра в структуре ГАУЗ «» в количестве 755,5 штатных должностей, а укомплектованность штатного расписания с учетом совместительства по перинатальному центру составляет 100%, судьей также сделан вывод об отсутствии в действиях ГАУЗ «» нарушений подп. «ж» пункта 4 указанного выше постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291.
В части нарушений ГАУЗ «» подп. «б» пункта 5 названного постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291, указанных в протоколе об административном правонарушении, а именно представление копий протоколов врачебной комиссии по случаю смерти ребенка в возрасте от 0 до 17 лет на 12 день после начала проверки, судья районного суда, ссылаясь на Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2012 года N 502н, пришел к выводу о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав, что представленные в суд должностным лицом протоколы врачебной комиссии, полученные в ходе проверки, не содержат дат проведения заседания врачебной комиссии, некоторые из них не подписаны председателем комиссии, один из протоколов не подписан ни членами комиссии, ни его председателем, указанные протоколы были представлены не сразу, а на двенадцатый день проверки, что вызвало у должностного лица сомнения в их наличии на момент проверки.
Проверив доводы жалобы защитника ГАУЗ «» об отсутствии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из содержания протокола об административном правонарушении, ГАУЗ «» вменяется нарушение подп. «б» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291, которое заключается в том, что копии протоколов врачебной комиссии по случаю смерти ребенка в возрасте от 0 до 17 лет были представлены на 12 день после начала проверки.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Пунктом 6 указанного выше Положения о лицензировании медицинской деятельности предусмотрено, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а», «б» и «в(1)» пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ определено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно подпункту «и» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В силу требований подп. «б» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в форме государственного, ведомственного и внутреннего контроля (часть 1 статьи 87 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 2 данной нормы закона контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем: 1) соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации; 2) определения показателей качества деятельности медицинских организаций; 3) соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; 4) создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг; 5) создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.
В соответствии со статьей 90 названного Федерального закона внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
Кроме того, согласно пункту 4.22. Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05 мая 2012 года N 502н (ред. от 02 декабря 2013 года), организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации) осуществляет также врачебная комиссия.
Целью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является обеспечение прав пациентов на получение необходимого объема и надлежащего качества медицинской помощи в медицинских организациях в соответствии с установленными порядками оказания и стандартами медицинской помощи.
Согласно пункту 4.11 указанного Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации к функциям врачебной комиссии относится изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента.
Врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации (пункт 5).
Пунктом 14 Положения предусмотрено, что заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации. В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии).
Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) в соответствии с пунктом 16 названного Порядка оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения: дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии); список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании; перечень обсуждаемых вопросов; решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.
Из объяснения представителя территориального органа Росздравнадзора по Брянской области Б. в настоящем судебном заседании и представленного письменного отзыва на жалобу ГАУЗ «» следует, что приказом ГАУЗ «» от 03 июля 2017 года N 62/П утверждено Положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности, согласно которому все случаи летальных исходов, произошедшие в стационарных подразделениях, в обязательном порядке подлежат внутреннему контролю качества медицинской помощи (подп. 1 пункта 2.2.1), в случаях, требующих проведения детальной экспертной оценки и анализа (например, в случаях летальных исходов, ятрогенных осложнений, жалоб пациентов и других), результаты проведенного контроля качества медицинской помощи оформляются отдельным актом врачебной комиссии, с регистрацией в журнале контроля качества медицинской помощи (пункт 2.4).
Как следует из материалов дела, в перинатальном центре ГАУЗ «» ведется журнал учета заседаний врачебной комиссии по изучению случаев смерти (летальных исходов), в котором регистрируются заседания комиссии с указанием даты заседания комиссии, ее состава, сведений об умершем и заключение комиссии. Заседания врачебной комиссии данной медицинской организации оформляются протоколами, по форме утвержденной департаментом здравоохранения Брянской области от 13 февраля 2017 года N 163, которые также представлены в ходе производства по делу об административном правонарушении (том 1 л.д. 206-250).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении ГАУЗ «» подп. «б» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, а именно установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, что не было принято во внимание судьей районного суда при рассмотрении настоящего дела.
Выявленные в ходе проверки, проведенной территориальным органом Росздравнадзора по Брянской области, нарушения, касающиеся представления копий протоколов врачебной комиссии на 12 день проверки, а также недостатки в их оформлении, установленные судьей районного суда в ходе рассмотрения дела, не являются основанием для привлечения ГАУЗ «» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, исходя из положений части 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», не могут быть отнесены к грубым нарушениям лицензионных требований, а именно установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В связи с чем, выводы судьи районного суда о наличии в действиях ГАУЗ «» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются необоснованными.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Бежицкого районного суда гор.Брянска от 28 сентября 2017 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГАУЗ «» прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу защитника ГАУЗ «» П. удовлетворить.
Постановление судьи Бежицкого районного суда гор.Брянска от 28 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГАУЗ «» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГАУЗ «» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Все о земельных спорах